Карта сайта


Богданова Н.В.,
детский психолог, психоаналитик

Знакомство с конструктором

Башни, поезда и целые города, пожалуй, трудно найти более простой по форме и настолько богатый возможностями для игр и развития материал, как кубики. Строить, разрушать, восстанавливать - замечательная возможность владеть ситуацией и принимать решения. Строительство идет вовсю, кубик за кубиком, такие несложные, но результативные действия и море удовольствия для юного созидателя.

Пожалуй, уже дед его деда взгромождал друг на друга полновесные деревянные кубики, высунув кончик языка от усердия. В свою очередь, трехлетний Егор без устали возится со своими кубиками всевозможных форм и оттенков. Он захвачен строительством, как большинство детей его возраста, во все времена. Даже в эпоху хитроумных игрушек, нуждающихся в инструкции по применению, ничто не заменит эти хорошо знакомые кубики, с которыми так ловко и уверенно управляется маленький строитель. Конструктор универсален, он позволяет воплощать множество идей, подчиняясь желаниям и фантазиям ребенка. Самозабвенно возясь с кубиками, дети развивают ловкость и точность движений, постигают пространственные отношения, планируют и реализуют, проявляют упорство и целеустремленность. Игра с конструктором стимулирует воображение и, конечно, доставляет огромное удовольствие.

Знакомство с конструктором нужно начать с нескольких кубиков, кирпичиков, кружков разного цвета. Сидя на полу, малыш берет фигурки одну за другой, словно взвешивая и измеряя их своими ручками. Затем он пытается соединять элементы, подбирая один под другой, находя устойчивые сочетания. Ведомый сенсорным удовольствием, получаемым от разнообразия форм и цветов, он усваивает игру на лету. Вначале он строит наугад, получая удовольствие от своих действий и новизны. Но вскоре, осваиваясь с формами и объемами, начинает замечать, что конструкция, в которой маленький кубик находится сверху большого, устойчивая, а если наоборот - валкая. Шаг за шагом его пространственное представление становится все более совершенным, и он приобретает силу и ловкость, необходимую для строительства из соединяющихся элементов конструкторов, таких как Лего или Дупло. Освоение более прочных и сложных конструкций - это своеобразный старт для нового сенсомоторного опыта. Подбирая друг к другу и соединяя детали, дети учатся мысленно манипулировать предметами, сличая их, оценивая их размер и форму. Развитие пространственного мышления очень важно для знакомства со своим телом: его схемой и положением в пространстве. Замечено, что многие мальчики отдают приоритет возведению высоких сооружений. Они обожают строить башни, в то время как девочки предпочитают строить в ширину. По-видимому, каждому полу присуща своя манера занимать место в пространстве.

Что малыши умеют делать в свои годы:

12-14 месяцев: малыш способен пользоваться своей рукой как щипцами, противопоставляя большой палец остальным. Его глазодвигательная координация развита настолько, что он может поставить один кубик на другой.
18 месяцев: его движения становятся четче и сдержаннее. Он может выстроить четыре кубика в высоту.
2 года: группирует элементы разными способами. Он уже больше не довольствуется нагромождением одного кубика на другой, а способен выстроить в линию три или четыре кубика, чтобы получился поезд. В этом возрасте можно предложить ему Лего с крупными деталями.
2,5 года : способен выстроить высокую башню из 8 и более кубиков.
3 года: начинает разрабатывать свои собственные проекты. Пока это постройки-имитации того, что он видит вокруг.
4 года: отдает свои таланты строителя во власть воображения. Теперь он строит для того, чтобы обогатить мир игры.
6 лет: развивающееся абстрактное мышление дает ему возможность создавать более сложные и причудливые конструкции.

Около двух лет ребенок обнаруживает в себе способность создавать свой собственный мир, в котором он главенствует и имеет власть над всеми элементами. Созерцание собственных творений наполняет его гордостью и ликованием: ему удалось построить башню почти такой же высоты как он сам. Он призывает родителей полюбоваться собой, выслушивает заслуженные похвалы, а затем азартно рушит свое творение. Игра в конструктор тем и замечательна, что позволяет ребенку управлять не только процессом создания, но и разрушения.

Ломать, разбрасывать и вновь выстраивать очень важно для маленького ребенка, эта последовательность дает ему ощущение контроля и предсказуемости. Давая волю своим агрессивным импульсам, ребенок высвобождает жизненную энергию, необходимую для его роста и развития. В безопасном пространстве игры он познает опыт разрушения и его последствий, переживает связанные с этим чувства, и справляется с ними, вновь начиная строительство. Эти эксперименты по созданию - разрушению помогают ребенку обрести власть над своими страхами, и проявить свою естественную агрессивность, в рамках игровой ситуации.

К трем годам, когда возможности пространственного воображения расширяются, маленький строитель приступает к реализации проектов в трех измерениях. Он хочет построить дом с башенками, дорогу, бассейн? Но частенько обнаруживается, что результат далек от его представлений. Приходится признать, что существуют границы его возможностей и обратиться за помощью к родителям. Поддержать его интерес и уверенность в себе можно, разделив с ним игру, поведя его за собой. В процессе игры он не только дает волю своему воображению, но и открывает в себе такие качества как внимательность, терпение и упорство. А необходимость принимать в расчет физические свойства элементов строительства может внести изменения в грандиозный план. Непростая, но захватывающая задача, найти баланс между мчащимися вскачь мечтами и принципом реальности.

Как, Вы не видите замок с башнями и зубчатой стеной? Ребенок, во власти своих мысленных образов, видит в постройке именно его. Освоив техническую сторону строительства, он пускается в свободное плавание по волнам своего воображения. Теперь, если он строит башню, то для него это уже не плод физических усилий, которым он по праву гордится, а некая отправная точка в пространстве, чтобы начать создавать волшебную историю. Кубики, солдатики, куклы, машинки подчиняются магической силе игры, перестраиваются и перемешиваются, воплощая в жизнь фантастические сюжеты. Ребенок строит пещеру для полярных медведей, дом для кукол, собирает войско, чтобы бороться с разбойниками. Игра не знает границ. Позже он разделит игру в конструктор с друзьями. Они смогут делиться опытом, соперничать в сложности конструкций и совместно совершенствовать свои постройки. Сейчас каждый из них душой архитектор и градостроитель, которыми они возможно когда-нибудь станут.

Выбор конструктора

- Выбирайте конструктор, адаптированный к возрасту и физическим возможностям Вашего ребенка. Для самых маленьких подберите конструктор с крупными деталями.
- Отдайте предпочтение простым кубикам, в комплекте с несколькими персонажами и съемными колесами, для постройки машин. Конструкторы, к которым прилагается схема, не годятся для малышей, они дают меньше простора для инициативы и затрудняют реализацию.
- Начните игру вместе с ребенком: кладите кубики по очереди. Но не берите инициативу в свои руки, позвольте ребенку проявить себя. Позже, освоив основные принципы, он с удовольствием будет строить один.
- Пополняйте коллекцию новыми элементами, чтобы обогатить возможности конструирования и разнообразить игру.

Поделиться ссылкой в соцсетях: